«Экскурсионное бюро «Сокровища Мытищ» – это любовь к малой родине через приключения и эмоции», так о своем проекте рассказывает победительница регионального этапа федерального конкурса «Мама – предприниматель» Татьяна Шарова, получившая приз в размере 150 тысяч рублей. Сорок женщин из Московской области приняли участие в конкурсе, основная цель которого – это помочь в развитии своего дела тем, кому мало быть только мамой и хочется реализоваться ещё и в бизнесе.
Лекции, работа с наставниками, бизнес-визит на производство, новый опыт, новые знакомства и, конечно, необходимые знания. Каждый проект уникальный и достоин победы – жюри было не просто выбрать победителя. Однако, конкурс – это конкурс и история успеха «Мамы-предпринимателя 2025» может быть одна, и сегодня мы познакомимся с ней.

– Татьяна, как появилась идея экскурсионного бюро?
– Сначала появилась книга «Сокровища Мытищ» и она понравилась жителям нашего города. В ней легко, красочно и очень ёмко рассказаны истории достопримечательностей нашего города в интерактивном формате. Затем я запустила флешмоб «Сокровища Мытищ» – семьи и даже целые школьные классы стали ходить по этому маршруту. Стала получать много положительных отзывов, люди делились эмоциями и пожеланиями. Так и возникла идея создания экскурсионного бюро.
– Где вы находите необходимую для построения маршрута информацию?
– В центральной библиотеке имени Кедрина, где бережно сохранена огромная подборка газет, краеведческих книг и других произведений о нашем крае, но самый ценный источник информации – это люди. Я много общаюсь с краеведами и коренными жителями Мытищ. На таких встречах получаю не только сухие факт, но и личные истории, о которых, как правило, не пишут в газетах. Мне кажется, что именно такой подход оживляет цифры, здания, пожелтевшие фотографии становятся яркими, а мои экскурсии насыщенными и эмоциональными.
– Сколько уже есть маршрутов?
– Есть два основных и проверенных маршрута. Первый – для дошкольников и начальных классов, второй для учеников 4-7 классов. Они отличаются не только продолжительностью, но и структурой, подачей информации. Экскурсию можно дополнить мастер-классом, где каждый желающий создают своими руками сувенир на память. Конечно, я сейчас разрабатываю и другие маршруты. Например, совсем скоро я начну проводить экскурсии на предприятия города для старшеклассников. На мой взгляд, это поможет им определиться с профессией и узнать многие бизнес-процессы изнутри. Планируются маршруты и для взрослых групп, как по центральной части города, так и в другие более отдаленные районы.

– Почему для вас важно заниматься именно развитие этого проекта?
– Я уверена – город, в котором мы живём, формирует личность. Именно поэтому важно знать историю края, понимать его, чувствовать. Так появилась первая краеведческая детская книга «Сокровища Мытищ», написанная в первую очередь для сына и, разумеется, других пытливых умов начальной школы. Экскурсии – это более глубокое погружение, где у нас еще есть возможность обсуждать, размышлять, делиться своим опытом. Мне кажется, что такие исторические путешествия позволяют людям стать сопричастными с жизнью города, нести личную ответственность за его будущее и настоящее.
– Татьяна, как вы планируете потратить приз?
– Использую грант на покупку радиогидов и реквизита, которые сделают мои экскурсии более комфортными и приятными для посетителей. Мне хочется также проводить иммерсивные, театрализованные экскурсии, чтобы гости стали полноценными участниками действия, словно дотронулись до истории.
***
Впереди федеральные этап программы «Мама-предприниматель», где Татьяна поборется за гранты в размере 1 млн рублей, 500 тысяч рублей и 250 тысяч рублей. Пожелаем ей победы и успеха в развитии экскурсионного бюро!

Беседовала Лидия НИКОГОСЯН
Организатор образовательной программы «Мама-Предприниматель» – центр «Мой бизнес» Московской области.
Соорганизаторы: Фонд «Наше будущее», Корпорация МСП.
Генеральный партнёр – «Моё дело».
Банк-партнер – СБЕР.
Партнёры: компания Wildberries, ESTILAB ICON SKIN, Союз «Содействие женскому предпринимательству».
