Наша сегодняшняя собеседница – заслуженная артистка Московской области, оперная певица, лауреат международных и всероссийских конкурсов. Екатерине Житарь рукоплескали зрительные залы в России, Германии, Польши, Италии, Венгрии.
Выпускница Астраханской государственной консерватории, она преподаёт на вокальном отделении Московского областного музыкального колледжа имени С.С Прокофьева. Педагогическую работу совмещает с деятельностью творческой – в ДК «Пушкино», и общественной – в комиссии по культуре, туризму, сохранению историко-культурного наследия муниципальной ОП.
Добиваться своего
– Екатерина Алексеевна, в последнее время много говорят о необходимости уделять больше внимания подрастающему поколению. Какую работу с молодёжью проводит ваша комиссия?
– На каждое мероприятие, которое мы организуем, обязательно приглашаем молодых ребят. А таких концертов, фестивалей, тематических вечеров проходит немало, ведь в нашу комиссию входит много артистов, творческих людей. Например, с детьми активно занимается председатель комиссии Ольга Калинова – балетмейстер, руководитель танцевального коллектива «Россияночка. Я преподаю в музыкальном колледже. Тесно сотрудничаем с общественной организацией «Виктория», которая защищает права детей-инвалидов.
Первого июня, в Международный день защиты детей, мы откликнулась на инициативу Общественной палаты Московской области и провели образовательную акцию «Дети рисуют планету». Она состоялась на площадке музыкального колледжа, всего участвовало около двухсот человек. Это воспитанники Пушкинской художественной школы, «Виктории», студенты музколледжа. Ребята рисовали мелками на асфальте, и мне кажется, им удалось изобразить нашу планету зелёной и цветущей, какой она должна быть. Потом мы всё это сфотографировали с высоты птичьего полёта. Спасибо Пушкинскому телевидению за осуществление идеи!
– На своей странице в соцсетях вы рассказали о том, что администрация городского округа Пушкинский не прислушивается к мнению творческой интеллигенции города по поводу присвоения набережной реки Серебрянка имени Константина Паустовского…
– В 2019 году, когда мы ещё только предполагали, что нашу набережную будут благоустраивать, поступило предложение назвать её именем Константина Паустовского. Его внесла Алла Громинова, председатель пушкинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Идею поддержали местные краеведы.
В 2020 году в общественную палату от краеведов пришло уже официальное обращение с просьбой присвоить набережной имя Паустовского. Писатель всю жизнь приезжал в наш город, а в его романах, которые читает весь мир, Пушкино и, в частности речка Серебрянка, упоминаются более сотни раз!
Но вдруг пришла новость, что у нас теперь, оказывается, на сегодняшний день нет набережной, а вместо неё по документам имеется парк, который называется «Тихая гавань». На каком основании вдруг речка стала гаванью, в которую никогда не заходят корабли? Названия достопримечательностям надо давать всё-таки осмысленно.
Осенью за круглым столом в Муранове мы обсудили эту тему с главой городского округа Пушкинский Максимом Красноцветовым. Он сказал, что благоустроенную набережную мы никак называть не будем, а вот вторую её часть, ту, что проходит в сторону улицы Некрасова, возможно, назовём именем Паустовского.
Комиссия по культуре планирует написать в администрацию городского округа Пушкинский официальное обращение с просьбой присвоить набережной имя Константина Паустовского. Надо добиваться своего!
Люблю индивидуальность!
– Рэперов, которых сегодня очень любит молодёжь, не уговорить петь бесплатно. Вы же безвозмездно дали более сотни концертов. Это вызывает восхищение. Какой у вас был мотив?
– Бесплатный концерт всегда соберёт больше гостей, чем платный. Я заметила, что, когда вход на концерт свободный, люди стремятся в зал, им нравится слушать классическую музыку. Всегда аншлаг! Как только объявляешь цену за билет, пусть даже триста рублей, жители сразу же теряют интерес. «А, за деньги? Нет, мы не пойдём!», – говорят они.
Моя близкая подруга народная артистка России Лариса Курдюмова всегда говорит: «Бесплатно петь нельзя! Бесплатно – бес платит». Да и вспоминаются слова великого Фёдора Шаляпина: «Даром только птички поют». Разумеется, артисту, чтобы появиться на публике нужно подготовиться, а это требует определенных затрат: похода в парикмахерскую, покупку дорогих концертных платьев, украшений. Однако, несмотря на это обстоятельство я продолжаю давать концерты бесплатно, поскольку хочу, чтобы на них приходило как можно больше людей. Очень люблю петь, могу это делать, когда угодно и где угодно. Заплатят– хорошо, нет – значит нет.
– Я правильно поняла, что из современных исполнителей вы симпатизируете Денису Кляверу, экс-участнику дуэта «Чай вдвоем»?
– Симпатизирую всем артистам, которые в работу вносят своё «я», демонстрируют творческую индивидуальность. Денис Клявер, конечно, отличается от многих современных исполнителей. У него, во-первых, красивый тембр голоса. Во-вторых, он поёт на концертах без фонограммы. В-третьих, он владеет музыкальными инструментами, в концертах играет синтезаторе, гитаре. В-четвёртых, сам пишет песни. Мы случайно встретились в Доме культуры «Пушкино», и я не упустила возможность сказать, что мне нравится его песня «Когда ты станешь большим». Так завязалось наше знакомство.
– Вы в соцсетях сообщили, что с Клявером «кое о чём договорились, но не хотите забегать вперед». С вашего позволения, хотелось бы все-таки забежать вперёд. Чем-то планируете порадовать публику?
– Денис Клявер собирается сделать большой концерт, посвящённый своему отцу Илье Олейникову, советскому и российскому актеру театра и кино. У Дениса есть тексты нескольких будущих песен, которые он ещё не записывал. Возможно ему пригодится наше знакомство, и мой голос будет полезен для записи. Предложения о сотрудничестве поступают довольно часто, и я с радостью приняла его от Дениса Клявера, но, повторяю, ещё рано о чём-то говорить.
И Армстронг, и Лепс!
– В одном из интервью вы рассказывали, что в свободное время часто слушаете музыку? Какую именно предпочитаете?
– Люблю слушать музыку семидесятых-восьмидесятых годов. Предпочитаю «Скорпионс», Фредди Меркьюри, Стинга, Элтона Джона, Андриано Челентано, Барбару Стрейзенд, Уитни Хьюстон. Дома слушаю их на виниловых пластинках. Также люблю джазовых исполнителей: Аретту Франклин, Луи Армстронга, Эллу Фицджеральд. Из современных исполнителей слушаю Сергея Мазаева, очень вдохновляет энергия Григория Лепса. Иногда могу включить Любовь Успенскую и даже «ВИА Гру»!
– Какие впечатления от выставки немецкого художника Мартина Шилдкампа, которую вы недавно посетили?
– Мартин Шилдкамп – художник- сюрреалист. С тех пор, как началась пандемия, он не может вернуться в Германию. У него была очень интересная серия работ, посвященная пандемии: маски, штрафы… Иногда его картины могут показаться мрачноватыми, но надо пристальнее в них всмотреться, чтоб не поддаться этому первому впечатлению.
Мне запомнилась картина «Человеческая связь». На переднем плане перевернутые лица женщины и лицо мужчины, а между ними проходят такие линии, которые заплетены в косы. Вероятно, Мартин Шилдкамп хотел сказать этим произведением о духовной близости между двумя людьми противоположного пола. И эта близость, судя по картине, связала их очень-очень крепко, возможно, навсегда.
Картина «Обратная эволюция поцелуя» также произвела на меня сильное впечатление: страсть объединяет людей противоположного пола, и поцелуй их похож на поцелуй обезьян, поскольку у мужчины и женщины вытягиваются губы, сплетаются языки во рту. У Мартина очень интересный взгляд на столь привычные вещи.
– Недавно администрации городского округа Пушкинский анонсировала фестиваль тюнинга и автозвука. Как относитесь к таким мероприятиям?
– Идея международных образовательных чтений, например, заключается в том, чтоб объединить неравнодушных к слову людей. А как осознать идею фестиваля тюнинга и автозвука? На мой взгляд, это достаточно проблематично. Я считаю, что автолюбителям необходимо выезжать в лес и там упражняться в извлечении звуков сколько угодно, но птиц тоже жалко!
Иностранцы не такие искренние
– Екатерина Алексеевна, вы принимали участие в различных фестивалях на территории многих стран. Какая из песен в вашем исполнении была наиболее тепло встречена слушателями?
–В Румынии, в городе Сибиу, проходил конкурс «солистов оперных театров» «Vox Artist». Присутствовали участники из тридцати четырёх стран. В жюри сидели директора театров и филармоний – Берлинской, Австрийской, Чешской. Конкурс состоял из трёх туров. Во втором туре я пела «Гадание Марфы» из оперы Мусоргского «Хованщина». Эта ария очень характерная, написана для низкого женского голоса. Очевидно, мой густой низкий тембр удивил жюри, потому что после выступления ко мне подошёл директор Берлинской филармонии и без стеснения сказал: «Можно потрогать вас? Откуда у хрупкой девушки такой необыкновенно низкий голос? Фантастика!» Этот комплимент стал для меня запоминающимся, поскольку в Европе не так много низких голосов, и они, безусловно, очень ценятся!
– Достоевский в своих публицистических произведениях писал, что «для Европы Россия – одна из загадок Сфинкса… Характер русского народа до того не похож на характеры современных европейских народов, что европейцы до сих пор не понимают его и понимают в нём все обратно». Что скажете об этом? Столкнулись ли вы за границей с чем-то подобным, когда общались с иностранцами?
– Русские люди удивляют иностранцев своей широкой душой и дружелюбием. Мы становимся очень дружными, сплочёнными, попав в другую страну. Когда мы встречаем своих соотечественников на тех или иных конкурсах в Европе, то обязательно объединяемся. У иностранцев я этого не заметила, поскольку они ходят как-то все время по одному, углубленные в себя. Мы всегда стараемся выручить своего соотечественника, если тот, например, перед важным конкурсом забыл ноты или, предположим, порвал платье, сломал каблук… Знаю случаи, когда и туфли давали, и помогали с платьями! Я работаю в большом академическом хоре «Осанна», который изъездил всю Европу, поэтому могу сказать с уверенностью, что иностранцы не такие открытые и искренние, как мы. Именно эти наши качества их удивляют и привлекают, им всегда хочется быть в нашем обществе: послушать, о чем мы говорим, как шутим, как едим, как умеем веселиться. У нас особенная радость жизни, более открытая и искренняя. Была много раз в Германии, жила и в частных домах, в гостиницах, и многие мои знакомые откровенно признавались, что восхищаются нашим менталитетом.
Беседовала Александра Фомина