Никольский храм. Панорама 360 © Андрей Греча, 2021 год

Такое утверждение выдвигал Фёдор Константинович Попов – краевед Московской области, который в начале ХХ века занимал должность заместителя ответственного секретаря Центрального совета Союза воинствующих безбожников.

Добровольная общественная организация, в которой значился Попов, существовала в СССР с 1925 по 1947 годы, воинствующие безбожники ставили своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях.

Из автобиографии самого Федора Константиновича известно, что родился он 20 мая 1900 года в городе Сергиевом Посаде.

Отец – Константин Михайлович Попов, библиотекарь Московской духовной академии. Мать – Ольга Николаевна Попова, учительница Абрамцевской школы.

В архиве Московской области имеется личный фонд Попова, в котором свыше трёхсот двадцати единиц хранения: это и воспоминания об антирелигиозной учебе, и доклады на краеведческие, атеистические темы, и рукописи о членах его семьи.

В разные годы Попов преподавал историю на Ярославском педагогическом рабфаке, заведовал культурно-бытовым сектором редакции газеты «Северный рабочий», трудился в Центральном архивном управлении г. Минска, был старшим инспектором Управления политпросвета Наркомпроса РСФСР.

Проездной билет Ф.К. Попова Москва-Сергиево. ЦГАМО, 1933 год

 

 «Ехал старый чёрт в Ростов…»

В одной из рукописей Попова говорится, что в 1642 году в селе Пушкино на месте языческого капища культа медведей была построена церковь Николая Чудотворца.

Случилось это при патриархе Иосифе.

По утверждениям Попова, на иконе в храме Николай был изображен с медвежьей головой, с целью, чтобы местные жители-язычники тоже ходили молиться в эту церковь вместо языческого капища.

«Фридрих Энгельс заметил, что христианство никогда не превозмогло бы язычество, если бы на месте культа языческих богов (в данном случае медведей) не поставило бы культ своих иностранных святых», – писал Фёдор Константинович.

Вспоминал автор и слова бывшего председателя Пушкинского райсовета Союза воинствующих безбожников Сергея Андреевича Гирина, который рассказывал, что неслучайно на бывшей Троицкой дороге ходила древняя народная поговорка: «Ехал старый чёрт в Ростов, да испугался греческих крестов».

По мнению краеведа, название одного из районов Москвы – Медведково – также связано с языческим культом: якобы ранее на этом месте располагалась могила главного медведя, потом там построили шатровую церковь, где долгое время местные жители могли видеть икону Николая с медвежьей головой.

Попов писал, что в древние времена медведь считался самым сильным и хищным зверем на свете, люди видели в нем далекого предка, который купался однажды в речке, а воры украли у него одежду.

Однако мстить медведь не стал, по своей доброте оброс шерстью и стал главным божеством, исцеляющим от бесплодия и спасающим от людоедств.

Из рукописей Попова абсолютно не очевидно, каким путем он пришёл к подобным заключениям.

Его причастность к Союзу воинствующих безбожников заставляет ещё больше усомниться в правдоподобности изложенных им фактов.

Однако, как выяснилось, версия о соотнесении образа Николая с реликтами культа медведя рассматривалась и в научных трудах.

 

Идолы языческих богов Велеса, Даждьбога, Лады (слева направо) на капище общины Коляда Вятичей. Фото Яндекс, 2006 год
 

Никола, Велес и медведь

О сохранении в народном почитании святого Николая следов культа языческого божества Велеса, одна из ипостасей которого медведь, писал доктор филологических наук, профессор, теоретик искусства Борис Андреевич Успенский.

«Никола (святой Николай) занимает совершенно исключительное место в русском религиозном сознании, – пояснял Успенский в своей монографии. – Никола, несомненно, наиболее чтимый русский святой, почитание которого приближается к почитанию Богородицы и даже самого Христа».

При этом профессор выделял в контаминированном образе Николы как христианские, так и языческие напластования.

И как раз в языческой страте Успенский усматривал прямое отождествление Николая Чудотворца и божества Велеса.

На Руси считалось, что внешне Велес выглядит как очень худой старик с тонкой длинной седой бородой до самых пяток и черными глазами.

Одет Велес в черно-белые одежды, но людям чаще является в облике огромного медведя.

Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах – священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории.

Так в наиболее описанном историческом событии – объединении Руси князем Владимиром, в собранном им пантеоне отсутствовало изображение Велеса. Идол Велеса устанавливали отдельно на берегу реки.

Успенский говорил о том, что как леший и медведь могли рассматриваться как ипостаси Велеса, а потому медвежий культ на Руси ближайшим образом соотносится с культом Николы.

Например, Медведь, как и Никола, повсеместно выступает в функции покровителя скота.

«В обряде опахивания селения, совершаемом при падеже скота, могут носить медвежью голову, – писал профессор Успенский. – Вместе с тем в аналогичной функции может выступать при опахивании селения и икона Николы».

Английские путешественники Т. Соухэм и Дж. Спарк в своем описании России XVI в. упоминают о некоем монастыре, носящем название «Никола-медведь» (St. Nicholas Medved), который находился в Новгородском крае.

«Мы не знаем, какой именно монастырь имеется в виду, но вполне допустимо предположение, что речь идет о преемственной связи Николы и культа медведя как воплощения Велеса», – поясняет Успенский.

Автор монографии приводит и множество других примеров, свидетельствующих о соотнесении Николая и Велеса в образе медведя.

В заключении научной работы Успенского приводятся примечательные изображения резных икон Святого Николая.

Распространение скульптурных изображений Николы автор также связывает с отождествлением святого с языческим божеством.

 

Ольга СОЛОВЬЁВА

 

Святой Николай (резная икона северной работы). Собрание музея истории религии и атеизма. Справа – деталь иконы.
Прочитано 7575 раз
Другие материалы в этой категории: Куровская электростанция на Уче »

Следите за новостями в социальных сетях

Информация

Сетевое издание «140 солнц».
Учредитель: ИП Макеев Д.В. ОГРНИП 321508100285386
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 81613 от 03.08.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций..
Главный редактор Макеев Д.В..
Контактные данные: 141195, Московская обл., г. Фрязино, ул. Барские Пруды, д. 3, кв. 91; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., телефон: 8 (965) 328-21-95.
Все права на материалы данного сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При цитировании материалов обязательна ссылка на «140suns.ru». При цитировании электронными ресурсами обязательна гиперссылка на сайт 140suns.ru.
Настоящий ресурс содержит материалы возрастного ценза 16+

Пользовательское соглашение | Стоимость рекламы: газета «Мой округ», сайт «140 солнц»

 

Популярное