Художник из Пушкино стал победителем фестиваля граффити на далекой Камчатке. Рисунок Сергея Салина на фасаде дома по проспекту Циолковского в Петропавловске-Камчатском признан самым выразительным. Теперь живописный олень с рогами в виде сердца, фокусирующего вид на вулкан, радует прохожих и дает жителям повод для гордости.
Рисунки Сергея Салина в стиле стрит-арт украшают и многие города Подмосковья. А в Пушкино проходят авторские выставки. Знакомый почерк земляка виден по колоритным рисункам в интерьерах, на фасадах, а также на бетонном заборе, где художник получал свой первый опыт в граффити.
Сергей Салин – член РГО и клуба «Наша Арктика». Пересекал Полярный круг, путешествовал по Северу на велосипеде. Из походов возвращается каждый раз с новыми идеями и набросками.
Знакомьтесь, пушкинский художник Сергей Салин.
– Как попали на Камчатку? Бывали там раньше?
– Первый раз я побывал там четыре года назад в качестве туриста. Но когда закончился большой поход, так получилось, что мне удалось там порисовать на этническую тематику. Нарисовал портрет коренного представителя Камчатки, известного коряка-отшельника Гаврилу Никифорова. Работа местным жителям запомнилась, а в этом году меня в числе московских и подмосковных художников пригласили участвовать в городском фестивале. И мы смогли реализовать свои проекты.
– Вы запечатлеваете природу, но чаще всего без людей. Намеренно не показываете ее в союзе с человеком?
– Я очень люблю рисовать природу. Она мой главный источник вдохновения. А из людей мало кто заслуживает, чтобы их рисовали. Только те, кто близки к природе, считаю, должны быть удостоены чести быть запечатлёнными. У меня много работы и с портретами, но природа мне ближе, я ставлю её превыше всего.
– Ваш олень и краснокнижные птицы на Камчатке очаровали многих. Поздравляем с победой в конкурсе! Приз в 100 тысяч рублей дан на развитие творчества. Есть задумки?
– Развитие творчества может заключаться и в путешествиях, например. Походы и поездки по стране дают много впечатлений, которые реализуются потом в творчестве.
– А инструментов для стрит-арта вам хватает?
– У меня в целом всё есть, все инструменты.
– Что необходимо для рисования на стенах?
– Наградой за второе место на конкурсе была сумма, предназначенная на краскопульт. Очень нужная штука, здорово упрощает задачу, когда ты занимаешься большими объёмами. За третье место – генератор. Тоже очень нужен. В каких-то суровых условиях, когда розетки поблизости нет, то можно запустить генератор и от него запитать краскопульт.
– Такой, «заботливый» вопрос: краска, маска – надышались, небось?
– Я использую самые качественные маски, потому что краска достаточно вредная штука, и приходится покупать самую лучшую и безопасную.
– У вас редкое занятие – художник плюс промышленный альпинист…
– Да, есть у меня «корочки» промышленного альпиниста, иначе не допустят на высотные работы.
– Дай вам волю, чем бы вы расписали город?
– Мне очень нравятся народные орнаменты. У нас в стране много народностей живут, и такие созданы народные узоры для украшения предметов быта и одежды, что ими можно восхищаться. А ещё очень хочу порисовать наличники. Разрисовать в своем новом проекте какой-нибудь огромный наличник на большом здании. А внутрь можно много чего поместить, пусть пока останется загадкой. Это идея очень актуальна, сейчас люди всё чаще обращаются к прошлому, к своим корням. Наблюдается подъем в творчестве, появляются музеи деревянного зодчества под открытым небом. Я посетил много городов, в том числе старинных, вижу, как наличники просто погибают, а где-то еще остаётся культура украшать окна декоративными рамами. Вообще это отличительная черта русского народа, наша визитная карточка, такого в мире нет. У меня своя столярная мастерская, и я прекрасно знаю, сколько трудов нужно, чтобы создать резной наличник.
– Сергей, в каких городах Подмосковья вы рисовали?
– Крупные работы – это Серпухов, символ города павлин на девятиэтажном здании. В Чехове рисовал писателя Чехова в полный рост на пятиэтажном здании по улице Чехова.
В Орехово-Зуеве есть работа на военно-патриотическую тематику. На тему культурного наследия изобразил кузнецовский фарфор в Ликино-Дулёво. Савву Мамонтова рисовал. Ещё в Хотьково много работ. Там есть такие длинные гаражи, которые расписаны в стиле декоративно-прикладного искусства, абрамцевская резьба, допустим. На Крайнем Севере в деревнях несколько работ, на берегу Белого моря…
– К нам в регион, помнится, приглашали зарубежных представителей уличного искусства. А объекты граффити включены даже в «Путеводитель по Подмосковью». Есть чему поучиться у заграницы?
– Если уж учиться, то надо вспомнить историю искусства. Первые настенные изображения появились еще в античности. Древний Восток, Греция, Рим… Ну а сейчас, когда есть аэрозольная краска и стали доступны разные подручные материалы, пожалуйста, самовыражайся. Но в сугубо уличном искусстве на самом деле всё довольно сложно. Кто-то делает шрифтовые композиции в модном сейчас направлении «антистиль», с намеренным примитивизмом, это отход от классической граффити-культуры. Некоторые просто хотят прославиться. А набирали популярность граффити с Нью-Йорка, когда каждый просто метил свою территорию…
– За рубежом граффитчики расписывают даже электрички…
– У нас быть настолько свободным нельзя. В Москве, например, закрашивают любой непонятный рисунок, там уже не нарисуешь абстракцию. Раньше, знаю, приглашали многих зарубежных художников. Допустим, «Атриум» на Курской. Огромное здание по периметру расписано невероятные работами, здесь созданы монументальные граффити – муралы. Среди художников есть и один наш, из России.
– Искусство стрит-арта эклектично. Нет, пожалуй, ни одного города или улицы с рисунками в одной стилистике. И в Раменском, где дома – шедевры граффити, нет такого.
– Не вижу смысла разрисовывать в одном стиле. Считаю, что, наоборот, надо приглашать абсолютно разных художников, чтобы это выглядело как некая галерея, чтобы все видели, каким бывает уличное искусство с ярко выраженным урбанистическим характером.
– Вам в числе ярких представителей стрит-арта это вполне удается! Спасибо!
Галина Ратавнина